Профессор Михаэль Штернер: «Вот как мы спасем климат»

В режиме постоянной переменной

Германия хочет стать климатически нейтральной к 2045 году. Михаэль Штернер описывает, как этого можно достичь в своей книге «So retten wir das Klima – Wie wir uns unabhängig von Kohle, Öl und Gas machen».

В очень простых предложениях он опровергает аргументы, выдвигаемые против энергетического перехода, и дает множество советов для отдельных людей, сообществ и правительств.

«Вдохновитесь и удивитесь многочисленным решениям климатического и энергетического кризиса и начните действовать сами», – пишет Штернер в начале книги.

Он получил образование в области электротехники, устанавливал солнечные батареи в школах Кении и в настоящее время является профессором по аккумулированию энергии и энергетическим системам в Высшей технической школе Регенсбурга (Ostbayerische Technische Hochschule Regensburg). Автор сочетает большой объем знаний и опыта с непринужденным, легким стилем повествования.

КАК МЫ СОХРАНЯЕМ КЛИМАТ Как мы становимся независимыми от угля, нефти и газа

 

Во-первых, Штернер развеивает мифы против ветровой и солнечной энергии: по его словам, даже на расстоянии 700 метров инфразвук от ветряка слишком слаб, чтобы причинить вред людям или зданиям. По словам Штернера, один гектар солнечного парка заменяет 40 гектаров биогазовой кукурузы и не обязательно должен быть пустыней видов. В солнечном парке в Оберндорфе (Бавария) было учтено более 550 видов животных и растений, поскольку в нем, помимо прочего, есть гостиницы для насекомых и мертвая древесина. В зависимости от местоположения и технологии, ветряная турбина окупается за три-семь месяцев, солнечные установки – за один-два года, а в южных широтах даже раньше.

 

Благоприятные источники энергии

По словам Штернера, возобновляемые источники энергии, прежде всего ветер и солнце, являются самыми дешевыми источниками энергии. Проблема хранения также была решена, по крайней мере, технически, с помощью батарей, насосных станций и, прежде всего, газа, произведенного из «зеленой» электроэнергии. Стернер помог разработать технологию, получившую название «преобразование энергии в газ». Он предполагает расщепление воды на водород и кислород и соединение водорода с углекислым газом для получения заменителя природного газа. Инфраструктура для хранения этого возобновляемого газа доступна через систему природного газа. Преобразование требует затрат энергии, но если использовать отработанное тепло, то КПД достигает 90 процентов.

Однако в Германии пока установлена лишь малая часть газовых электростанций, необходимых для чисто возобновляемого электроснабжения. Однако Штернер убежден, что инвестиции в возобновляемые источники энергии окупаются. До войны в Украине Германия импортировала ископаемое топливо на сумму около 100 миллиардов евро, сейчас – еще больше.

Другая проблема – производство достаточного количества «зеленой» электроэнергии, которая также необходима для тепловых насосов, электромобилей и производства водорода. К 2050 году Германии потребуется в четыре раза больше «зеленой» электроэнергии, чем производится сегодня. Поэтому ей придется импортировать водород.
Сосредоточьтесь на решениях

По мнению автора, самое главное – представить решения, например, и для промышленности, от «зеленой» стали до климатически чистого сырья для химических процессов. Только для этого необходимо несколько тысяч ветряных турбин.

Это не единственная причина, по которой согласованная климатическая нейтральность к 2045 году в Германии является «геркулесовым проектом», в рамках которого, помимо прочего, необходимо будет еженедельно устанавливать 35 футбольных полей солнечных парков и 17 новых ветряных турбин. Кроме того, необходимо будет употреблять на 70 процентов меньше продуктов животного происхождения.

«Это осуществимо, если все объединятся мужественно и решительно», – пишет Штернер.

Однако он признает, что в настоящее время не хватает персонала и материалов.

Штернер приводит много практических примеров из своей жизни, например, в личном изменении электричества, тепла или транспорта, указывает на некоторые трудности и то, как он их решал.
У него есть еще много советов: «Самые большие потребители электроэнергии в доме – это старые сушильные машины». 7–9 градусов в холодильнике и минус 15–18 градусов в морозилке вполне достаточно. Однако наибольшей экономии энергии можно достичь путем изоляции зданий, начиная с новых окон и дверей. 
Проблема воздушного движения

Часто, однако, помочь может только изменение образа жизни: в случае авиаперелетов ущерб климату можно уменьшить максимум вдвое, даже при использовании экологического топлива, поскольку водяной пар из турбин действует как парниковый газ.

Решение климатического и энергетического кризиса технически возможно, экономически целесообразно и экологически абсолютно необходимо. Почему бы нам не реализовать его? Люди «думают и принимают решения через свои кошельки», т.е. в краткосрочной перспективе.

«Климатический ущерб более долгосрочен и далек», – пишет Штернер в главе «Сдвиг сознания». «Вот почему так важно, чтобы экологический и климатический ущерб ощущался в кошельках каждого человека, а также предприятий».

С другой стороны, не только муниципалитеты, но и граждане должны иметь финансовые выгоды от использования возобновляемых источников энергии. Штернер ссылается на модель Нижней Саксонии: чем ближе вы живете к ветряной турбине, тем дешевле электроэнергия.
Книга должна стать источником вдохновения и ориентировочной картой для собственного энергетического перехода, пишет Штернер:

«Каждый несет ответственность за свои действия», в частной жизни, в обществе и на работе. «Начните с себя, затем окажите влияние на семью, общество, политику», – призывает он. «В каждом решении пусть руководствуются вопросом: «Служит ли оно жизни?»»

Штернер написал позитивную, конструктивную книгу. Он мог бы быть немного более конкретным в рассмотрении нерешенных факторов, таких как низкий потенциал для производства водорода или текущая нехватка материалов и квалифицированной рабочей силы. В целом, однако, в книге представлены комплексные решения климатического и энергетического кризиса.
Facebook Comments