Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала Доклад о мировых инвестициях – 2023. В нем говорится о том, что в 2022 году из-за снижения объемов финансовых потоков и операций в развитых странах мировые прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сократились на 12% – до 1,3 трлн долларов. При этом финансирование Целей устойчивого развития (ЦУР) растет. Хотя его недостаточно, чтобы к 2030 году этих целей добиться.
Международные инвестиции в возобновляемые источники энергии почти утроились с 2015 года, однако большая часть этого роста приходится на развитые страны
В докладе отмечается, что в 2022 году стоимость инвестиций в производство аккумуляторов утроилась и превысила 100 млрд долларов. Правда, большинство инвестиционных проектов по производству солнечных и ветровых компонентов находятся в развитых странах. Более 30 развивающихся стран до сих пор не зарегистрировали ни одного международного инвестиционного проекта в сфере возобновляемых источников энергии. Таким образом, инвестиционный дефицит в ЦУР увеличился с 2,5 трлн долларов в 2015 году (когда было принято Парижское соглашение по климату) до более чем 4 трлн в год на сегодняшний день.
Устойчивые фонды превосходят традиционные по экологическим, социальным и управленческим критериям, но «зеленый камуфляж» сохраняется
Фонды устойчивого развития, подчеркивается в докладе, получили чистый приток, в то время как традиционные испытали чистый отток. Продолжается выпуск устойчивых облигаций: за последние 5 лет он вырос в 5 раз. Здравоохранение, возобновляемые источники энергии, агропродовольствие, водоснабжение и санитария остаются крупнейшими получателями финансирования, на которые приходится 95% активов, предназначенных для сфер ЦУР. При этом как минимум четверть фондов не соответствуют критериям устойчивого развития, а используют «зеленый камуфляж» (или гринвошинг) для создания ложного имиджа экологически ориентированной компании и увеличения продаж.
Растут опасения, что частные компании будут избегать обязательств по раскрытию информации о климатической отчетности
Рынок устойчивых финансовых продуктов нуждается в постоянном наблюдении не только для того, чтобы предотвратить «зеленый камуфляж». В докладе говорится о том, что энергетические компании, входящие в рейтинг 100 крупнейших МНП, избавляются от активов, связанных с ископаемым топливом, со скоростью около 15 млрд долларов в год. Среди покупателей в основном фонды прямых инвестиций, более мелкие операторы в отрасли и трейдеры сырьевых товаров. Основная проблема заключается в том, что такие частные покупатели (не представленные на фондовых биржах) часто имеют более низкие цели по сокращению выбросов или вообще не ставят их перед собой и следуют менее строгим стандартам по климатической отчетности.
Развивающиеся страны нуждаются в гораздо большей поддержке для привлечения инвестиций в энергетику
Высокая стоимость капитала в развивающихся странах, и особенно в странах, испытывающих долговые трудности, является серьезным экономическим препятствием для энергетического перехода. Поддержка снижения рисков для уменьшения стоимости капитала для инвестиций в энергетический переход должна быть значительно расширена.
Также должна быть предоставлена дополнительная техническая помощь для планирования инвестиций и подготовки проектов.
Сдерживающим фактором для инвестиций в энергетический переход являются субсидии на ископаемые виды топлива, поскольку они затрудняют конкуренцию возобновляемым источникам энергии, особенно когда они не получают того же уровня поддержки. Хотя поэтапный отказ от них и является сложной задачей, особенно для развивающихся стран, но это поможет стимулировать инвестиции в возобновляемые источники энергии.
Меры по поощрению инвестирования обсуждаются как в развитых, так и в развивающихся странах
Страны с разным уровнем развития принимают разные политические меры для поощрения инвестиций в возобновляемые источники энергии. Причем многие развивающиеся страны используют общие фискальные и финансовые механизмы стимулирования, которые менее эффективны. Например, налоговые льготы, которые не требуют первоначальных расходов ограниченных государственных средств. В то время как развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам, а также более сложным инструментам, таким как льготные тарифы. Использование аукционов и тендеров для проектов по возобновляемым источникам энергии в качестве общих инструментов для привлечения инвестиций набирает обороты во всех группах стран.
Таким образом, рынок устойчивого финансирования продолжает сталкиваться с множеством проблем, и для их решения требуются глобальные усилия
ЮНКТАД предлагает набор инструментов для проведения реформ с указанием стратегических вариантов в четырех областях:
- поощрение и содействие инвестициям в устойчивую энергетику;
- передача технологий;
- право регулировать действия по борьбе с изменением климата и энергетический переход;
- корпоративная социальная ответственность.
Рекомендуется принять глобальный договор, определяющий совместные действия по инвестициям в устойчивую энергетику
Он содержит набор руководящих принципов, учитывающих все три цели энергетического перехода:
- достижение климатических целей;
- обеспечение доступной энергией для всех;
- обеспечение энергетической безопасности.
И предлагает шесть пакетов действий, охватывающих разработку национальной и международной инвестиционной политики; международное, региональное партнерство и сотрудничество Юг-Юг; механизмы и инструменты финансирования и устойчивые финансовые рынки.
Всемирный инвестиционный форум ЮНКТАД, который состоится непосредственно перед Конференцией ООН по изменению климата КС-28 в этом году, предоставит возможность политикам на самом высоком уровне и максимально широкому кругу заинтересованных сторон, занимающихся инвестициями в целях развития, приступить к реализации действий, предложенных в этом договоре.
Повышение роли высшего руководства в публичном продвижении своих компаний по пути устойчивого развития – недооцененный способ роста эффективности зеленого перехода: комментарий нашего эксперта.
«В мире сейчас в целом сложилась довольно противоречивая картина в области устойчивого финансирования, – подчеркивает исполнительный директор НП “Корпоративная социальная ответственность – Русский Центр”, к.э.н. Алексей Костин. – С одной стороны, стоимость рынка устойчивого финансирования испытывает постоянный рост и достигла в 2022 году 5,8 трлн долларов. Фонды устойчивого развития получили чистый приток, в то время как традиционные фонды испытали чистый отток. Также продолжается выпуск устойчивых облигаций; за последние пять лет он вырос в пять раз. Ключевыми приоритетами рынка остаются расширение доступа к развивающимся странам и решение проблем, связанных с “зеленым камуфляжем”. С другой стороны, эффективность инвестиций в мероприятия по снижению темпов потепления климата явно остается низкой, особенно в развивающихся странах.
Всемирный инвестиционный форум ЮНКТАД, который состоится непосредственно перед Конференцией ООН по изменению климата КС-28 в этом году, планирует принять экстренные меры в области всемирного потепления климата. В этой связи также рекомендуется к принятию глобальный договор, определяющий совместные действия по инвестициям в устойчивую энергетику, который содержит набор руководящих принципов, учитывающих все три цели энергетического перехода: достижение климатических целей, обеспечение доступной энергией для всех и обеспечение энергетической безопасности.
Согласно совсем свежему исследованию английского мозгового аналитического центра InfluenceMap, по данным 45 управляющих из крупнейших инвестиционных фондов, имеющих под своим управлением до 72 трлн долларов, вложения в компании и проекты, противостоящие негативному воздействию на климат, снизились с 2021 года на целых 45%. Такая статистика вызывает, безусловно, большую озабоченность и тревогу. Какими бы ни были объяснения этой тревожной тенденции, ясно, что традиционный подход к стимулированию инвестиций не срабатывает или перестает срабатывать.
Намеченные на этот год чрезвычайные форумы по спасению планеты от климатической катастрофы и зеленому переходу представят свои чрезвычайные масштабные мероприятия уже скоро, но хотелось бы привлечь экспертное и общественное внимание к такому традиционному способу как повышение уровня корпоративного управления (того самого G из триединой формулы ESG). Его значимость и повышение роли совета директоров и его комитетов по устойчивому развитию, экологии и социальной политике часто недооцениваются и не используются в полной мере. Повышение роли председателей советов директоров и генеральных директоров в публичном продвижении своих компаний по пути устойчивого развития имеет первостепенное значение, и это один из ближайших резервов его роста.
Однако высшие руководители компаний вынуждены постоянно проходить между Сциллой роста производства и прибыльности и Харибдой устойчивого развития.
И “чемпионами” такой ответственной эквилибристики становятся только самые талантливые и трудолюбивые, понимающие свою ответственность не только перед своими акционерами, но и перед своими клиентами, стейкхолдерами и обществом в целом».