О проблемах энергетики сказано так много, что, кажется, уже и констатировать нечего, нужны конкретные предложения. Однако по сегодняшний день проблема не решается, а скорее усугубляется. Ведь для устранения проблемы нужно установить реальные причины и знать алгоритмы их решения, а не бороться десятилетиями с последствиями, как это случается из года в год. Энергетики по-прежнему продолжают убеждать нас в том, что причина перебоев кроется в нагрузках на сети из-за аномально высокой температуры воздуха.
Частые отключения и аварии на линиях Махачкалы не только в пиковые холода или зной заставили задуматься, а после поездок по республике – убедиться, что коллапс энергосистемы, который предрекал еще в 2011-2014 годы вице-президент СРО Межрегионального объединения работодателей «Гильдия строителей СКФО» Гаджи Гаджиев, уже наступил.
ЧЕГО НАМ ЖДАТЬ?
Опоры падают, нет напряжения в сети электропередачи, трансформаторы не выдерживают нагрузки, люди сутками, а то и неделями живут без света. Таких примеров множество. Чего ожидать дальше? А дальше, увы, ситуация может усугубляться. Большинство регионов уже принялись решать проблемы. У нас пока латают локальные дыры в энергосистеме, тасуя кадры. Если всмотреться глубже в проблематику, то мы видим еще больше причинно-следственных связей между тем, что было сделано в предыдущие годы, и сегодняшним состоянием энерготранспортной системы, изношенной более чем на 70%.
ПРОБЛЕМ МНОГО, НО ЕСТЬ ОСНОВНЫЕ…
Основная проблема – отсутствие стратегии развития энергосистемы и гигантомания, которая ни к чему хорошему нас не привели. Усредненные потери в энерготранспортной системе республики вместе с существенной коррупционной обремененностью составляют около 2 млрд кВт.ч. в год, что соответствует производительности 2,5-3 ГЭС типа Миатлинской.
А годовые потери – дебит гидроэнергетических ресурсов реки Сулак, по наблюдениям Гидрометеоцентра, с 1990 года составляют 21 куб. м/сек. из 183 куб. м/сек. общего дебита. Согласно Закону РФ «О недрах», гидроэнергетические ресурсы относятся именно к недрам. У республиканской власти нет никаких рычагов экономического влияния, управления энергетикой, энергетическим балансом, да и вообще нет баланса и стратегии актуализации ситуации по ТЭК на перспективу. Кризис предсказуем, потому надо заниматься малой децентрализованной энергетикой, ВИЭ (восстанавливаемые источники энергии).
Важно создать децентрализованную малую энергетику при каждом городе, селе, ауле, районе или кутане, где предприниматель может поставить ветро-, солнце-, гидроустановку как для собственных нужд, так и сбывать излишки в централизованную энергосистему.
Через 25-30 лет крупные и средние ГЭС (водохранилища) останутся без воды для нормативной генерации. Изменение климата, глобальное потепление, таяние ледников давно уже перестали быть темами научных изысканий. За последние десять лет площадь ледников сократилась на 40%, количество родников уменьшилось примерно на столько же. Соответственно, полноводность рек сократилась вдвое. Для того чтобы предпринимать серьезные шаги, нужно понимать, что происходит и что мы имеем. Пока же мы не видим, чтобы хоть одно ведомство владело комплексом проблем, анализом ситуации и тем более алгоритмами решений.
АКТУАЛИЗАЦИЯ НЫНЕШНЕГО СОСТОЯНИЯ – ОСНОВА ВСЕГО
Актуализирована ли энергетическая карта-схема с информацией о всей энергосистеме республики? Сомневаемся. Эту схему готовили в 60-70-х годах, и никому даже в голову не приходит, что нужно сопоставить то, что намечалось тогда, и то, что мы имеем сейчас. Приоритетно надо заложить реконструкцию, модернизацию энерготранспортной системы. Однако чтобы правильно реконструировать и модернизировать, нужно сперва актуализировать то, что есть.
Кто-то скажет: зачем городу вся эта история, и при чем тут вообще город? Проблема как раз в том, что когда мы говорим об отключении целого квартала или поселка, речь не об аварии на линии или недостатке мощности на одном из трансформаторов, речь о более глубинных проблемах в энергосистеме республики.
То, что мы сейчас наблюдаем, – это системный кризис, охватывающий почти всю республику и затрагивающий энергетическую безопасность всех населенных пунктов, в том числе Махачкалы.
Поэтому город должен активно заниматься этой проблемой.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ БУДУЩЕЕ
Нужна стратегия развития энергетики (в т.ч. децентрализованной и прежде всего малой энергетики, возобновляемой энергетики (ВИЭ)), конкретно обеспечивающая экономические, социальные проекты с приоритетностью горных территорий. Республиканская стратегия развития, но город, в котором проживает почти половина населения, должен быть инициатором и самым активным драйвером принятия данной стратегии. Важно создать децентрализованную малую энергетику при каждом городе, селе, ауле, районе или кутане, где предприниматель может поставить ветро-, солнце-, гидроустановку как для собственных нужд, так и сбывать излишки в централизованную энергосистему. Такие системы уже успешно работают во многих странах мира и практика показывает, что это правильно.
ЭКОНОМИТЬ ДЕШЕВЛЕ РАЗА В ТРИ, ЧЕМ ПРОИЗВОДИТЬ
Пока никто всерьез не занимается проблемой энергосбережения. Она где-то звучит, но реальной комплексной программы энергосбережения пока не видно. Потенциал энергосбережения республики составляет более 40% потребления без учета нормативных потерь. Между тем затраты на подготовку и реализацию проектов энергосбережения в 3 раза меньше, чем на строительство новых генерирующих мощностей с номиналом мощности, равной сэкономленной.
Нужно сказать, что при таком подходе наблюдается двойной эффект: сэкономленная электроэнергия может быть использована на производство дополнительной продукции и увеличение налогооблагаемой базы, а также на величину стоимости сэкономленной энергии уменьшается цена конечной продукции, что повышает ее конкурентоспособность. Падает и нагрузка на сети, что продлевает срок их службы. Плюс ко всему это очень большая экономическая ниша для малого предпринимательства и инвесторов.
Разговор идет о давно назревшей необходимости навести порядок в законодательстве, определиться с концепцией и конкретно работать с каждым потенциальным инвестором. Создавать серьезные преференции для инвестиционной привлекательности и почву для территориального и энергетического развития республики, помогая малому бизнесу осваивать большие просторы энергетики через ВИЭ.
Камиль ОМАРОВ