В ходе дискуссионной встречи, которая прошла на площадке Sputnik Казахстан, руководитель управления мониторинга и реализации объектов ВИЭ Минэнерго Султан Дукенбаев заявил, что уже в ближайшие 10 лет ВИЭ станут драйвером снижения цены на электроэнергию.
«Мы можем констатировать тот факт, что паритет цен между электростанциями на основе ВИЭ и традиционными уже произошел. Другое дело в том, что в данный момент ВИЭ развивается путем долгосрочных контрактов. По истечению этих долгосрочных контрактов мы будем фиксировать еще большее снижение цены у ВИЭ, так как у них отсутствуют затраты на топливо и в принципе имеются только операционные затраты. То есть в будущем именно ВИЭ станут драйвером снижения цены на электроэнергию», — отметил спикер.
По его словам, этого ждать осталось не долго. Результаты увидим уже в ближайшие 10 лет.
Он также остановился на текущей ситуации в стране в сфере электроэнергетики. Сейчас в республике действует более 200 электростанций, из которых 146 представляют собой ВИЭ. По итогам прошлого года они выработали 112 млрд киловатт-часов, а дефицит составил 3 млрд киловатт-часов. Согласно прогнозам министерства к 2030 году дефицит электроэнергии вырастет до 6 ГВт.
«Для решения проблемы покрытия указанного дефицита был предусмотрен план мероприятий по развитию электроэнергетического сектора путем ввода в эксплуатацию большого количества мощностей – порядка 26ГВТ. При этом, учитывая экологическую и климатическую политику, определенный акцент был сделан конечно же на развитие ВИЭ. Так, половина из озвученных новых мощностей — порядка 12 ГВт — составят объекты ВИЭ», — сообщил Султан Дукенбаев.
По его словам, ВИЭ являются достаточно нестабильным источником электроэнергии. Поэтому требуется обязательная поддержка со стороны традиционных станций. В связи с чем будет введено 2,5 ГВт маневренной мощности, которая позволит регулировать и балансировать подачу электроэнергии от ВИЭ в часы пика потребления.
«К 2050 году доля ВИЭ будет составлять половину. То есть очевидно, что другая половина будет балансировать это самое ВИЭ, — добавил спикер.
- исключить энергодефицит,
- закрепить необходимый резерв мощности,
- нарастить экспортный потенциал.
Доля ВИЭ уже сейчас растет быстрее запланированных сроков. Порог в 6% страна достигла уже по итогам прошлого года, тогда как по планам этот показатель должны были достичь только в 2025 году.
Председатель Казахстанской Ассоциации энергоснабжающих организаций Сергей Агафонов считает, что и 15% порог, заложенный к 2030 году, мы достигнем значительно раньше.
По его словам, этому способствует стремительное снижение цены на электроэнергию от ВИЭ.
«За последние несколько лет цена на аукционах ВИЭ снизилась с 30-40 тенге практически до 10 тенге. Это существенное снижение. Эти 10 тенге, были зафиксированы в прошлом году. При этом цена единого закупщика у нас составляет 15,96 тенге. Только вдумайтесь, у нас впервые цена ВИЭ стала дешевле цены традиционных источников. Это серьезное событие, на которое нельзя не обратить внимание», — отмечает Агафонов.
О барьерах
Эксперт отметил главный сдерживающий фактор в развитии ВИЭ – это нестабильность генерации электроэнергии. Если солнце вырабатывает максимум в полдень, а ветер – то есть, то нет. При этом пик нагрузки выпадает на вечерние и ночные часы.
«Какие решения для этого есть? Маневренная генерация. Классика для ВИЭ – это накопители. Но здесь проблема опять же в капитальных вложениях», — считает эксперт.
По его словам, если применять к ВИЭ требование о коэффициенте 1 для накопителя, то тогда установленная мощность накопителя должна будет совпадать с установленной мощностью самой станции ВИЭ. Это сразу же удваивает капитальные расходы.
«Я говорю о нашем идеальном балансе для Казахстана. По-моему, он должен предполагать долю ВИЭ, стремящуюся к половине. Долю АЭС в пределах 12%, а все остальное – традиционной генерации», — отмечает Сергей Агафонов.
По словам эксперта, от традиционной генерации тоже отказываться не нужно, имея огромные запасы угля и газа. Просто необходимо развивать технологии и делать такие станции более экологичными. В качестве примера он привел технологию использования циркулирующего кипящего слоя по углю. Подобные технологии есть и по газу, — считает он.