До каких пор в Казахстане будет дорожать электричество, рассказал эксперт

тарифы на электроэнергию

И что будет, если тарифы не повышать?

На этой неделе казахстанцы стали получать новые квитанции за коммунальные услуги. Для многих эти «письма счастья» стали настоящим шоком – тарифы за свет и воду выросли почти наполовину! Редакция «Голос народа» решила вспомнить с чего началось подорожание электричества и понять, кто виновен в этом, а также – кто сможет исправить ситуацию.

О том, что у Казахстана есть нехватка электрических мощностей, граждане страны узнали пару лет назад, когда в южных областях Казахстана случилась большая авария.  Тогда в этом дефиците обвинили майнеров.

Однако, как считает председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации Анатолий Шкарупа, это было скорее совпадение нескольких факторов, нежели вина одной конкретной отрасли экономики.

«Вместе с появлением майнеров – новой отрасли, которая приносит нам валютную выручку, и которую наш президент пригласил в страну, росло в целом энергопотребление. Наращивают объемы действующие предприятия, открываются новые, мы все больше потребляем. В конечном итоге мы подошли не к дефициту как таковому, а к дефициту в пиковые часы», — говорит Анатолий Шкарупа.

При этом, как подчеркивает эксперт, у энергетиков все эти годы практически не было возможности строить новые генерации: тарифы энергетиков жестко регулируются и привязаны к инфляции, в то время как стоимость строительства новой станции и даже ремонта старой зависит от мировых цен на металлы и импортное спецоборудование.

«В некоторых наших регионах тариф для населения может быть 10 тенге, а тариф для бизнеса – 33 тенге. Эта дифференциация уже говорит о том, что тариф для населения очень сильно субсидируется за счет других потребителей. И, только лишь выравнивание тарифов приведет к росту для населения на 50%. В каких-то регионах эта цифра больше, в каких-то меньше, но в среднем вот так», — обозначил примерный рост цен за электричество для казахстанцев Анатолий Шкарупа.

Делать это, как уверен эксперт, просто необходимо, в противном случае энергетики не смогут ремонтировать станции. А они в Казахстане, как правило, вырабатывают и электричество, и тепло.

В то же время у Казахстана есть и иной вариант развития энергетики.

Связан он с теми же майнерами, которых когда-то обвинили в дефиците мощностей для населения. В первую очередь, как подчеркнул Анатолий Шкарупа, майнеры – это та категория потребителей, которая может использовать электричество в те часы, когда всем остальным казахстанцам оно не нужно и останавливать потребление в часы пик. Но кроме того, дата-центры вполне в состоянии строить собственные энергостанции, в первую очередь – на возобновляемых источниках энергии.

Как подтвердил председатель Казахстанской ассоциации блокчейн-технологий и майнинг-центров Даурен Карашев, им действительно интересен такой вид сотрудничества с Казахстаном, однако майнерам нужны некоторые гарантии государства.

«Деятельность по цифровому майнингу вызвала нездоровый ажиотаж. И большинство финансовых институтов не только Казахстана, но и мира, относятся к этой отрасли с недоверием. А для реализации таких крупных проектов требуется банковская гарантия. И инвестору, который будет строить такие генерации в Казахстане, нужны гарантии. Если бы государство работало в этом вопросе в тандеме с майнерами, вопрос гарантий заметно бы упростился», — говорит Даурен Карашев.

Facebook Comments