В Министерстве энергетики Казахстана заявили о дефиците электрической энергии и мощности исключительно в пиковые часы потребления. Нехватка покрывается за счет импорта из соседних стран, передает Kazinform.
«Дефицит обусловлен высокой аварийностью на энергопредприятиях и ежегодным увеличением роста потребления населения и промышленности страны. Необходимо отметить, что наиболее дефицитные регионы представлены в южной зоне Единой электроэнергетической системы, — говорится в ответе вице-министра Сунгата Есимханова на официальный запрос агентства.
По данным компании по управлению электрическими сетями KEGOC, в прошлом году потребление электроэнергии в Казахстане составило порядка 115,1 млрд кВтч, выработка — 112,9 млрд кВтч. Разница покрывалась за счет импортной электроэнергии.
Наиболее критичным является дефицит южной зоны Казахстана, в которую входят Алматинская, Жетысуская, Жамбылская, Туркестанская, Кызылординская области. Нехватка покрывается по линиям электропередачи 500-220 кВ «Север-Юг», «Восток-Юг».
«По итогам 2023 года потребление электроэнергии юга Казахстана выросло примерно на 4%, ожидается рост и в текущем году», — прогнозируют в KEGOC.
Дефицит электроэнергии, как отмечают в Минэнерго, покрывается путем планового импорта энергии из энергосистем сопредельных государств. Закуп осуществляет ТОО «РФЦ по поддержке ВИЭ».
В отчете Бюро национальной статистики приводятся следующие цифры по импорту электроэнергии в 2022 году — 3,7 млрд кВтч.
По информации KEGOC, в 2023 году Единый закупщик электроэнергии осуществлял плановый импорт электроэнергии из Российской Федерации порядка 1,8 млрд кВтч. Также из РФ электроэнергию импортировали цифровые майнеры в объеме порядка 1,05 млрд кВтч.
Ранее в правительстве министр энергетики РК Алмасадам Саткалиев заявил, что к 2030 году потребность электрической мощности составит 28,2 ГВт, при этом располагаемая мощность с учетом ввода новых мощностей составит 22 ГВт. Объем дефицита электрической мощности даже с учетом ввода порядка 4 ГВт новых мощностей превышает 6 ГВт.
В своем ответе вице-министр энергетики сообщил, что цена на импортируемую электрическую энергию зависит от часов поставки. При этому суммы не были названы.
В KEGOC заявили, что не являются стороной договора по импорту электроэнергии из России в Казахстан, поэтому не располагают информацией по ценам.