Технологический прогресс добрался до энергопотребления

цифровизация, digital

Международное энергетическое агентство отмечало, что дата-центры сейчас потребляют около 1% электроэнергии от общего мирового объема, а у крупных экономик — США, Китай и ЕС — на них приходится уже 2–4% объема потребления электричества. В пяти штатах США этот показатель уже превысил 10%, а в Ирландии — 20%. По данным МЭА, ежегодный объем потребления электроэнергии крупными дата-центрами эквивалентен объему электричества, который необходим 350–400 тыс. электрических автомобилей, пишет ТАСС.

В последние годы спрос на электроэнергию в мире растет выше ожиданий, рассказал начальник дирекции мировых рынков департамента по аналитике в нефтегазовой отрасли Аналитического центра ТЭК Алмаз Ихсанов. По его словам, с 2010 года мировое потребление электроэнергии выросло на 39%, а до 2030 года ожидается рост еще на 26%. В то же время с 2015 года по 2023 год энергопотребление со стороны дата-центров и сетей связи выросло на 20–50%, что подчеркивает масштабы технологической трансформации.

«Это все говорит о том, что современный мир вступил в эпоху нового технологического уклада, отличительными чертами которого становятся стремительное развитие искусственного интеллекта и доминирующая роль Big Data. В свою очередь, спрос на электроэнергию будет расти, несмотря на развитие технологий энергоэффективности», — подчеркнул эксперт.

На серьезный рост энергопотребления из-за развития искусственного интеллекта неоднократно обращал внимание и глава «Роснефти» Игорь Сечин. Еще в 2024 году Сечин приводил оценку банка Goldman Sachs, согласно которой мировое потребление электроэнергии ЦОДами может вырасти в два с половиной раза к 2030 году — на 1 тыс. тераватт-часов. Это равно совокупному потреблению Германии и Франции. Сечин также говорил, что ChatGPT на обработку одного запроса требуется в 10 раз больше электроэнергии, чем для запроса в поисковике Google. По его мнению, нынешний бум искусственного интеллекта требует отдельного осмысления. И с этим трудно не согласиться.

Откуда брать энергию для развития искусственного интеллекта?

Когда речь заходит про мировой энергетический рынок, в первую очередь в голову приходит мысль про нефть. На ней завязано слишком многое в современном мире: и производство базовых предметов первой необходимости, и возможность ездить на автомобилях и летать на самолетах, и экономическое развитие многих стран, зависящих от экспорта нефти, и геополитика, и ситуация на фондовых рынках. Но в случае с развитием искусственного интеллекта роль нефти оказывается минимальной.

Аналитик «Финама» Александр Потавин счел просто совпадением по времени новость о запуске чат-бота DeepSeek и волну снижения стоимости нефти. Эксперт обратил внимание, что цены на нефть начали уменьшаться еще с середины января, то есть как минимум за неделю до того момента, как стала бурно обсуждаться тема нового китайского проекта.

«Однако надо признать, что глубину проникновения темы влияния ИИ на рынки энергоносителей нам еще только предстоит оценить», — сказал он ТАСС.

По мнению Потавина, развитие ИИ будет иметь достаточно скромное влияние на мировой спрос на нефть, поскольку она не является основным сырьем для выработки электроэнергии, которая так необходима для работы дата-центров. С этим согласен и директор по исследованиям Института энергетики финансов Алексей Белогорьев, уверенный, что времена, когда нефть играла важную роль в балансе производства электроэнергии, закончились в 1970–1980-х годах. В 2023 году, по его данным, на нефтяное топливо приходилось всего 2,3% мировой электрогенерации. В ЕС на его долю приходилось всего 1,7%, в России — 0,6%, в США — 0,4%, в Китае и Индии — и вовсе чуть более 0,1%.

«В основном нефть для выработки электроэнергии по старинке востребована еще в странах Персидского залива, в Африке, Мексике и в заметном объеме по-прежнему в Японии (3,3% в структуре генерации). Во всех остальных случаях это либо редко используемое резервное топливо, либо небольшая генерация в труднодоступной местности, вроде нашего Крайнего Севера. Поэтому я не вижу, чем бы рост потребления энергии со стороны ИИ мог бы способствовать поддержанию мирового спроса на нефть. Вряд ли автомобили с двигателями внутреннего сгорания будут оборудовать энергоемкими ИИ», — говорит Белогорьев.

Обеспечивать растущее потребление электроэнергии будут как традиционные виды ресурсов (газ и уголь), так и возобновляемые источники энергии, а также атомная генерация. Ихсанов из Аналитического центра ТЭК приводит оценки, по которым лидирующие позиции в электрогенерации среди ископаемых ресурсов сохранит газ, одновременно исполняя роль «переходного топлива».

Совпадение или нет, но буквально на следующий день после того, как китайский DeepSeek-R1 обвалил акции американских технологических и энергокомпаний, одна из крупнейших нефтегазовых компаний США Chevron объявила о планах по строительству газовых электростанций, которые будут обеспечивать электроэнергией центры обработки данных на территории США. Издание The New York Times опубликовало заметку, основанную на заявлении Chevron с заголовком «Chevron присоединяется к гонке по генерации энергии для ИИ». И гонка, подогреваемая конкуренцией китайского ИИ с американским, судя по всему, будет.

«В развивающихся странах угольная генерация благодаря доступности и низкой стоимости останется доминантой как минимум на ближайшие 5–10 лет, и все прогнозы по достижению пика кажутся нереалистичными. Доля ВИЭ, в свою очередь, будет расти, но темпами уже ниже, чем в прогнозах после COVID-19, ввиду высокой стоимости и проблем с обеспечением электроэнергией в период пикового спроса. Атомная генерация в последнее время получает возрождение в силу стабильности и предсказуемости поставок в предстоящий период роста спроса на электроэнергию», — пояснил Исханов, комментируя, за счет каких еще ресурсов может быть обеспечена электрогенерация для удовлетворения растущего спроса, в том числе и со стороны дата-центров.

Facebook Comments