Так, в Кузбассе, по многочисленным оценкам, в красной зоне находятся 27 предприятий, а 62 компании по России – под прямой угрозой снижения устойчивого роста.
По мнению эксперта, нужны кардинальные изменения в системе управления отраслью. В числе мер – поэтапный и управляемый отказ от низкорентабельной подземной угледобычи, особенно в регионах, удаленных от экспортных хабов и портов; переориентация всех видов субсидий, льгот, квот на здоровые предприятия, которые могут и будут увеличивать потенциал отрасли, участвовать в строительстве инфраструктуры в регионах добычи.
Важно, чтобы получило развитие направление углехимии, считает эксперт. Здесь следует просматривать крупные проекты по переработке угля в метанол в портах Дальнего Востока и Арктики для покрытия импорта стран Азии, где только Китай рассчитывает на импорт 13 млн т до 2030 года включительно.
Сейчас на долю химической переработки приходится 1,2–1,4% глобального потребления угольной продукции, сообщил на форуме «Уголь 2025» руководитель проекта ИЭС Гайк Оганян. Главные перерабатывающие мощности сосредоточены в КНР.
Стоит сказать, в структуре углехимического производства Китая 60% приходится на переработку угля в метанол, в том числе с дальнейшим получением олефинов; 25% – на производство аммиака и карбамида; 10% – на технологии «уголь в олефины» и «уголь в пропилен»; а 5% – на получение сингаза и жидкого топлива.