Сложно представить, но на самый известный остров Байкала – Ольхон – электричество протянули только в 2005 году. До этого островитяне жили при свечах, с телеграфом и без холодильников. Почему энергетики решили проложить кабель под водой, кто за ним следит и как изменился быт жителей Ольхона — узнал «Первый Байкальский».
Вместо холодильников — ледники, вместо лампочки — свеча
В 1932 года на Ольхоне заработал Маломорский рыбозавод, который стал градообразующим предприятием острова. Его дизельная электростанция с 1945 года обеспечивала весь остров светом круглосуточно. В начале 1990-х электричество начали давать с перебоями. В приоритете были школа, больница, магазины и пекарня – контроль над их электроснабжением вместо обанкротившегося предприятия взяла на себя местная администрация. С 2000 года жители Ольхона и вовсе перестали получать электричество.
Как вспоминает Ирина Попова, местная жительница, некоторые домохозяйства тогда покупали дизельные генераторы – приобретение для многих островитян дорогое и трудозатратное. Нужно было постоянно завозить топливо с материка, а во время ледостава (с декабря по февраль) делать это крайне сложно. Тем не менее жизнь на Ольхоне шла своим чередом и без электричества.
– Готовили на газу. Вместо холодильников – подвалы, ледники. Мобильной связи не было, первую вышку поставили в 2004-м. Пока работал рыбозавод, пользовались стационарными телефонами (также на острове был спутниковый телефон для экстренных случаев. – Прим. ред.). На почте можно было отправлять телеграммы. Отапливали дома дровами – в то время лесничество разрешало [рубку], и наши мужчины сами заготавливали дрова. Сейчас, когда организовался нацпарк, их практически не выдают. Только небольшому кругу лиц: инвалидам, многодетным семьям, – рассказала Ирина Попова.
ВЕЧЕРОМ ЖИТЕЛИ ПРОВОДИЛИ ВРЕМЯ ПРИ СВЕЧАХ, А БОЛЬШИНСТВО ПРОСТО ПРИВЫКЛИ РАНО ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ.
Воду на острове качала единственная скважина, а затем муниципальная водовозка развозила по домам. Индивидуальные скважины на Ольхоне – дело очень дорогостоящее из-за глубокого залегания подземных вод. Кстати, схема с водовозкой продолжает действовать и до сих пор, даже в эпоху полной электрификации.
Да будет свет!
Необходимость провести стабильное электроснабжение на Ольхон областные власти начали обсуждать еще в середине 1990-х годов. Рассматривали два основных варианта – воздушный кабель и подводный. В какой-то момент первый вариант считался приоритетным. Проектировщики объясняли нежелание рассматривать подводный кабель тремя причинами: в регионе не было соответствующего оборудования, строительной техники и опыта. Однако от «воздушки» пришлось отказаться, так как затраты на нее оценили в 38 миллиардов рублей – огромную сумму, неподъемную ни для областного, ни тем более районного бюджета.
КРОМЕ ТОГО, СИЛЬНЫЕ БАЙКАЛЬСКИЕ ВЕТРА УГРОЖАЛИ ПОСТОЯННЫМИ ОБРЫВАМИ ЛИНИИ НАД ОЗЕРОМ.
В итоге было решено проложить кабель под водой, в проливе Ольхонские Ворота – там, где сейчас ходят паромы. Расстояние между берегами, на которое нужно было протянуть ЛЭП, составляет два километра, максимальная глубина – 37 метров. Куратором проекта стали Восточные электрические сети (филиал ОАО «ИЭСК»), а стоимость проекта оценивалась в 464 миллиона рублей. Главными инвесторами проекта выступил «Иркутскэнерго» и администрация Иркутской области.
Французский кабель на дне Байкала
Кабель изготовили во Франции, на предприятии Nexans. Доставили его по железной дороге в Иркутск, а затем – по трассе к Тутайскому заливу у пролива Ольхонские Ворота. По проекту изготовили две нитки кабеля – основную и резервную. Каждая имела длину два километра, диаметр 109 миллиметров и вес 33,5 тонны.
– Монтаж кабеля первоначально проводился на берегу. Он [кабель] запаковывался в пластиковую трубу и проверялся на герметичность, – рассказал Игорь Ханаев, руководитель водолазных спусков.
Когда кабель с оболочкой собрали, началась подготовка к его спуску на воду. Водолазы обследовали поверхность дна на 37-метровой глубине и для закрепления нити вбили в грунт металлические штыри через каждые два метра.
Энергетики провели уникальную работу по прокладке кабеля по дну Байкала, до сих пор в регионе не происходило ничего подобного. С помощью двух кораблей кабель вытянули по направлению трассы, затем его закрепили между берегами, герметичная оболочка позволяла ему держаться на поверхности воды. После этого в оболочке кабеля открыли отверстия и заполнили их водой.
КОНСТРУКЦИЯ ЛЕГЛА НА ДНО МЕЖДУ ШТЫРЯМИ И ЕЕ ЗАКРЕПИЛИ ПО ВСЕЙ ДЛИНЕ МЕШКАМИ С ЦЕМЕНТОМ.
На разных берегах пролива кабель уложили в траншеи и подключили к береговым подстанциям. От Еланцов до Сахюрты к тому времени провели ЛЭП, а на Ольхоне установили 180 опор высоковольтной линии.
В дни прокладки кабеля, по воспоминаниям местных, была штормовая погода. Некоторые островитяне говорили, что так духи Байкала протестуют против новшества. Однако завершилось все благополучно, и ольхонцы устроили праздник в честь появления на острове стабильного электричества.
- Где еще проложены подводные кабели? В мире существуют сотни подводных кабелей – для электричества и интернета. Есть даже 3D-карта сети оптоволокна, пролегающего по дну морей и океанов.
Однако один из самых известных – «кабель жизни» (названный по аналогии с «дорогой жизни»). Это высоковольтный кабель, пролегавший по дну Ладожского озера для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС. Его прокладывали с августа по ноябрь 1942 года силами Ладожской военной флотилии. Под водой кабель был недосягаем для авиации и артиллерии нацистской Германии. Он просуществовал до 1944 года.
Как электричество повлияло на жизнь людей и эндемиков
С появлением бесперебойного электричества на Ольхоне началась новая жизнь. Местные вспоминают, что в магазинах в первое время самым ходовым товаром были лампочки.
Вскоре на острове появились мобильная связь и интернет. Электрификация дала большой толчок к развитию туризма – число путешественников с 2006 года увеличилось в разы.
Сейчас на Ольхоне электричеством обеспечено более 2000 жителей и важные социальные объекты, в том числе медучреждения, школа, детские сады, здание администрации, водокачка и аэропорт.
Обслуживанием подводного кабеля все так же занимаются Восточные электрические сети. Энергетики пристально следят состоянием линии, мониторят местоположение кабеля и проводят замеры электромагнитного поля, чтобы контролировать возможное влияние на обитателей Байкала. Водолазы регулярно обследуют кабель при помощи фото- и видеосъемки.
Помимо технических аспектов, огромное внимание уделяется экологии. Как показывают многолетние наблюдения, кабель не оказывает негативного влияния ни на рыб, ни на пути их миграции.
– Я неоднократно погружался на Байкале в ночное время и наблюдал за разными породами рыб, – рассказал руководитель водолазных работ Игорь Ханаев. – Рядом с кабелем они ведут себя вполне обычно. Были зафиксированы случаи, когда под трубой с кабелем обнаружили тысячи гнезд кладок икры уникального эндемика – длиннокрылки Сottocomephorus inermis.
Изначально погружения были ежегодными, теперь проверки уникального подводного байкальского кабеля проводят реже – раз в 2-3 года. Этого достаточно, чтобы в окнах жителей Ольхона всегда горел свет.