Энергетические аспекты майнинга криптовалют в Казахстане

Добыча криптовалют в Казахстане разрешена только налоговым резидентам РК — индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам с лицензией, которую местные власти выдают на три года, пишет Investing.com. К декабрю 2024 года в Астане было сосредоточено около 58% лицензированных майнеров страны, включая девять центров обработки данных (ЦОД) и 17 владельцев майнингового оборудования. Здесь расположен Международный финансовый центр «Астана» с регуляторной песочницей для местных криптобирж.

В других регионах ситуация скромнее: в Алматы шесть майнеров, в Павлодарской области — пять. Лицензии также получили четыре организации из Актюбинской, два из Жамбылской и по одной из Карагандинской, Жетысуской и Западно-Казахстанской областей. Дата-центры сконцентрированы на севере и востоке Казахстана, в энергопрофицитных районах. Южные территории бедны электроэнергией, а в богатых газом западных областях используют газогенераторы.

Холдинг, зарегистрированный в ОАЭ и с офисом в казахстанском Актобе, пришел на рынок майнинга в 2020 году. Три дата-центра холдинга на 132 МВт в Актобе и Караганде оснащены ASIC-майнерами. Фермы работают на энергии от собственных газопоршневых генераторов и Карагандинской ГРЭС.

В 2020 году одна из казахстанский компаний завершила строительство крупнейшего в мире дата-центра мощностью 180 МВт близ города Экибастуз. Инвестиции в проект составили $24 млн. На территории площадью 15 га в восьми ангарах все мощности заняты добычей биткоинов. Энергоснабжение обеспечивается от газопоршневых генераторов и местной ГРЭС-2.

В 2022 году миграция продолжилась. Компании из Китая, США и России, и других стран завезли в Казахстан порядка 160 тысяч майнеров. Были введены система квотирования энергопотребления и налог на майнинг (плата за использованное электричество).

Сейчас этот налог составляет 2 тенге за киловатт (0.4 цента) при централизованном энергоснабжении и 1 тенге (0.2 цента) при автономном или из возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Структура энергопотребления майнерами

Центральное энергоснабжение

Согласно действующим правилам, майнеры могут закупать электроэнергию только через госмонополиста, Казахстанского оператора рынка электрической энергии и мощности (КОРЭМ) и только при профиците в энергосети.

Со слов руководителя Казахстанской Ассоциации Блокчейн Технологий и Искусственного Интеллекта (КАБТИИ) Даурена Карашева, майнеры приобретают энергию на аукционе от 15.9 тенге за кВт ($0.03), а при дефиците им разрешено закупать электроэнергию в других странах.

Майнеры Казахстана обычно закупают недостающую электроэнергию в России через систему единого закупщика — Расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии Казахстана. Минэнерго РК заключило договор с российской компанией «Интер РАО» о поставках электричества из российской энергосистемы. Для покрытия дефицита майнеры подают заявки в Расчетно-финансовый центр, который приобретает энергию у крупных станций в РФ и перепродает ее заявителям.

Собственное энергоснабжение

Дата-центры в РК, размещенные вблизи месторождений газа, часто потребляют электроэнергию от принадлежащих им самим газопоршневых генераторов. В прошлом году майнеры, отнесенные к категории крупных потребителей, столкнулись с удорожанием газа в два раза для автономных источников энергии, питающихся от расположенных рядом месторождений. С 2023 года стоимость газа приравнена к экспортной цене $110, за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины, с постепенным повышением в течение пяти лет.

«Динамика роста цен непредсказуема и зависит от газовых запасов Казахстана. Текущая стоимость существенно затрудняет майнинг, особенно при использовании газовых генераторов», — считает председатель КАБТИИ Даурен Карашев.

Энергия из возобновляемых источников

Использование энергии из возобновляемых источников (ВИЭ) при майнинге криптовалют остается низким. В 2023 году доля ВИЭ составила лишь 5.92% от общего объема электроэнергии в стране. Центры обработки данных лишились возможности использовать электричество некоторых частных электростанций, использующих ВИЭ, поскольку КОРЭМ стал закупать электроэнергию только у компаний с долгосрочными контрактами, построивших станции через аукцион оператора. Представители малых ГЭС предложили закон о прямых поставках энергии майнерам, который был принят и вступил в силу.

«Однако реализация этого взаимовыгодного сотрудничества осложняется высокими затратами на транспортировку электроэнергии», — сказал Карашев.

Сложности в процессе лицензирования майнинга: требование доказать, что ЦОД находится за пределами городской инфраструктуры, необходимость подтверждения происхождения оборудования и совпадение переходного периода лицензирования со снижением добычи криптовалют. Все это сократило в 2024 году число майнеров с 258 зарегистрированных до 45 обладателей лицензий двух типов:

  • Первый тип выдается собственникам ЦОД, обладающим квотами на электроэнергию. Такие лицензии получили 17 компаний.
  • Второй тип предназначен для владельцев ферм (юрлиц и ИП), арендующих место в дата-центрах. Эти лицензии получили 28 майнеров.

Как воспринимают в Казахстане запрет на свободное обращение криптовалют в России

Регулирование добычи криптовалют в России не вызывает существенного интереса у казахстанских майнеров. Главным препятствием для ввоза оборудования в Россию из Казахстана служит НДС на устройства, считает председатель КАБТИИ Даурен Карашев.

«До 2022 года устройства для майнинга, импортируемые в РК, облагались НДС, подлежащему взаимозачету. Теперь казахстанские майнеры при вывозе оборудования в РФ будут вынуждены платить НДС. С 2023 года НДС не идет в зачет при импорте оборудования в РК. Это препятствует также миграции майнеров из России в Казахстан», — объяснил эксперт.

Директор по развитию Enegix допускает эмиграцию майнеров в РК из регионов РФ, где власти запретят добывать криптовалюту.

«Как показывает практика Казахстана, отключение электричества с ноября 2025 до марта может растянуться на дольше. В булран такие простои весьма убыточны», — отметил Олжас Амиров.

Facebook Comments